В эпоху правления Екатерины II наследников престола воспитывали особым образом, потому как сама императрица считала, что от этого зависит наличие или отсутствие пороков у будущих монархов.
Чтение и изучение языков
В придворной системе воспитания большое значение уделялось пробуждению у маленьких князей интереса к чтению. Чтоб заинтересовать своих подопечных, воспитатели проявляли изобретательность. Например, для изучения алфавита создавали буквы в виде свинцовых солдатиков или издавали небольшую газету, где размещали заметки о поступках юного монарха.
Для изучения иностранных языков к воспитанникам в три-четыре года приставляли иностранного преподавателя, который являлся носителя этого языка. Уже через пару лет дети хорошо понимали немецкий и французский. Помимо иностранных по этой методике изучали и древние языки. Примерно в 10 лет или раньше царские дети читали книги на латыни в оригинале.
Физическое воспитание
С ранних лет происходило закаливание и постоянное выполнение физических упражнений. Обоим внукам Екатерины II (Александру и Константину) приходилось спать на твердых кроватях. Кроме того, в их комнатах всегда были открыты окна, под которыми грохотали пушки.
В обязательную программу воспитания также входили верховая езда и танцы. Обучали детей и фехтованию, а в течение всего дня они строго соблюдали режим: спать, есть, учиться и тренироваться приходилось в определенные часы.
Труд
Маленькие монархи занимались столярными и молярными работами, временно становились кучерами. Не отказывались дети и от прополки огородов, куда их тоже могли отправить.
[interesting]Интересно: в качестве поощрения (его следовало заслужить за хорошее поведение или успехи в учебе) выступала возможность оказать финансовую помощь нуждающимся людям.[/interesting]
Гражданский долг
Учитель внука Екатерины II однажды передал ей записку, где поделился своим мнением относительно того, каким должен быть монарх. Несмотря на изучение большого количества наук (математики, астрономии, экспериментальной физики и прочего), на первое место ставили воспитание не физика или юриста царских кровей, а порядочного гражданина.
Общение и обучение со сверстниками
В «Проекте особого учебного решения для великих князей» от 1858 года был поднят вопрос об обучении юных монархов среди сверстников:
- по жребию выбирали пять или шесть юных учащихся лучших московских и петербуржских заведений, которые обучались в том же классе, где и царские дети;
- на летних каникулах одноклассники вместе с королевским отпрыском совершали мореходные и ботанические прогулки, занимались гимнастикой.
Кроме дружеского общения юный монарх получал возможность соревноваться со сверстниками в учебной аудитории. За счет этого происходило не только повышение учебных успехов великих наследников престола, но и формировалась их воля, характер и привычка трудиться умственно.
Личный пример
Личность наставника была очень значима, ведь князья получали домашнее воспитание и наставники зачастую становились близкими им людьми. Отбирали их тщательно и серьезно. Искали исключительно честных и здраво рассуждающих воспитателей, способных находить с царскими детьми общий язык и обращаться с ними мягко. Стать воспитателем маленького наследника считалось великой честью.