Почему лица детей, которые проживали в Средневековье, да и вообще в Древние времена, довольно страшные и пугающие? Какой посыл хотели оставить нам художники и что донеси до зрителя с помощью выпученных глаз и приоткрытого рта? Давайте попробуем в этом разобраться.
Причины «криповости» детей: разделение эпох
Если взглянуть на изображения младенцев Средневековья до и во время эпохи Ренессанса, то можно увидеть резкий скачок. Вплоть до картин 1400 года дети были страшными: с объемными головами, большими глазами и пугающим взглядом. После же, в эпоху романтичности, они предстают в виде пухленьких ангелочков, смотря на которых хочется улыбаться. Но что же поисходило до 1400 года?
Гипотеза 1. Неумение рисовать и неразвитость науки
По мнению ученых, художники Средневековья, взглянув на современные портреты, ужаснулись бы ничуть не меньше современного человека, который увидел их картину с младенцем. Это объясняется изменением эпох и времени.
В любом случае одна из вероятных причин – это неумение рисовать. К тому же люди того времени не разбирались, как зарождается человек, не представляли себе этапы развития плода. Поэтому в понимании многих на свет рождался «взрослый ребенок» с характерными чертами 30-летнего мужчины. Неразвитость, отсутствие знаний – все это и привело к таким картинам.
Гипотеза 2. Религиозный посыл
Еще вариант — это христианское изображение Иисуса Христа, который при рождении уже был идеальным. Перед иконописцами, портретистами и даже пейзажистами стал вопрос: как соотнести лицо 30-летнего мужчины с маленьким мальчиком? Именно так появился малыш, уже имевший залысину.
Гипотеза 3. Реальность – не главное
Художникам Средневековья не нужно было реалистично изображать не только младенцев, но и людей. До 1400 года ценились качества характера и эмоции, которые могла показать картина. Так, например, по лицу и сжатым кулачкам малыша уже можно было судить о его силе воли.
[interesting]Интересно! Нередко в лице малышей можно увидеть гримасу, которая наводит ужас. Таким способом чаще всего изображались короли, цари и другие монархи в младенчестве. Целью таких картин являлось устрашение народа. Некоторые дети выглядели в виде полноватых мужчин преклонных лет, хотя им было всего несколько месяцев от роду.[/interesting]
Гипотеза 4. Канон есть канон!
Художники не задумывались о свободе рисования. Дети были изображены как и в древности – по особой книге или сборнику с правилами рисования. Причем это характерно для картин не только для малышей, но и взрослых.
Все изменилось в эпоху Ренессанса
Изначально обычные люди не интересовались портретами. Это развлечение было характерно для представителей высшей знати, что обычному купцу оказалось бы не по карману.
Но в 50-60-е годы XV века постепенно средний класс стал приобщаться к искусству, в результате чего появилась возможность заказывать у мастеров портреты своих младенцев. Естественно, родителям хотелось видеть идеальных и красивых детей, а каноны были уже не так важны. Поэтому теперь на картинах появлялись исключительно милые ангелочки, а не «гомункулы» (маленькие люди).
Все эти изменения с течением веков привели к тому рисованию, которое современный человек привык видеть ежедневно.