Я давно мечтала посетить Северный Кавказ, и в этом году моя места сбылась. Я взяла отпуск на работе и отправилась в Ингушетию. Не могу сказать точно что меня так привлекло сюда, но я быстро убедилась, что поехала не зря. Здесь я встретила замечательных людей, напиталась чистым горным воздухом и прикоснулась на минутку к древней и очень интересной истории этих мест.
Во время своего путешествия, я посетила Джейрахско-Ассинский заповедник и увидела много интересных мест и построек, узнала много любопытного об этом крае, где на сравнительно небольшой территории размещается несколько сотен разных древних строений, и где в 2024 году впервые в России начали внедрять Национальную систему «Территория», предназначенную для обеспечения безопасности гостей и для быстрого доступа к информации об объектах заповедника.
В последние годы в Ингушетии набирает обороты программа по реставрации и сохранению древностей. Их активно изучают археологи, регулярно проводятся осмотры на предмет новых разрушений. И почти все известные башенные комплексы были признаны объектами культурного наследия краевого и даже федерального значения.
Сегодня я хочу поделиться с вами историями, рассказанными мне прекрасным гидом.
Ислам — коренной ингуш, улыбчивый мужчина, с добрым сердцем, светлым взглядом и гостеприимной душой. Он не профессиональный гид, а владелец хостела в котором я жила. За ужином мы разговорились и он предложил экскурсию по заповеднику. Он не повел меня в Вовнушки, Таргим, Эгикал и в другие популярные у туристов места. Это не было привычной экскурсией, мы просто гуляли по тропам между древних руин, и он рассказывал интересные факты про башни, их обитателей, про их быт и обычаи.
Ислам рассказал что в древности все строительство велось в строгом соответствии с традициями и поверьями. Под строительство башен выбирали только не плодородные земли или скалы, а при закладке новой башни обязательно нужно было окропить первый ряд камней кровью жертвенного барана или быка.
Часто на свадьбу молодым дарили огромный обтесанный камень, который шел в основание их родовой башни, ее нужно было успеть построить за год. Так родители понимали, что отдали дочь в семью достойного сильного мужа. Материалы для строительства заготавливались заранее, а за камень в основание можно было получить до 15 баранов. Например, зодчему за постройку башни платили по 50-60 баранов и коров. Если же башня быстро разрушалась, то хозяев обвиняли в том, что они мало заплатили мастеру. Если же зодчий срывался и погибал во время строительства, то семья, которой принадлежала эта башня, обязана была кормить его жену и детей до конца жизни. Когда строительство заканчивалось, зодчий оставлял у входа свой «автограф» — отпечаток ладони и свое имя.
Ингушские зодчие были почитаемыми людьми и их часто приглашали даже в соседние регионы, где жить в башне «ингушского производства» считалось почетным. А еще они были довольно хитрыми. Бывало и так, что приглашенный мастер специально работал спустя рукава, и возводил хлипкую башню, чтобы в случае войны между родами легко было ее разрушить и одержать победу над врагами.
Все башни находятся очень близко друг к другу, примерно в 500-1000 метров, расположены были так, что бы хорошо просматривались хотя бы 3-4 соседних башни. Это своего рода сигнальная система. Так за несколько минут можно было предупредить об опасности или попросить помощи у соседей.
Кроме башен в Таргимской котловине можно увидеть и дольмены с лицами, петроглифы на камнях, а так же остатки древних кузниц и мельниц. Например, в храме Тхаба-Ерды Ислам показал мне рисунки на камнях, которые повторяли карту звезд. Еще он рассказал одну забавную притчу. Млечный путь у ингушей назывался Ча Токхада Ник или «Путь, по которому пронесли солому». А солому уронила богиня Сата, покровительница невест и рукоделия, когда готовила свое брачное ложе с богом неба Хало. Ингуши верили, что каждая звезда это душа человека, и что человек умрет через год после падения своей звезды. А когда на небе появлялась комета, считалось что в этот момент родился человек, который прославит свой род благими делами.
Ни одно селение не обходилось без некрополей. Самые распространенные склепы называются Малхар Кашамаш, или Солнечными могильниками. Это небольшие башенки со ступенчатыми крышами, стоящие в отдалении от жилья. В таких башенках могло быть похоронено до 200 человек. Родные старались обеспечить своих умерших всем необходимым — музыкальными инструментами, украшениями, предметами быта. А если погибала вся семья целиком, им в склеп клали котел и надочажную цепь. Самый крупный из таких некрополей — Склеповый городок Таргима, селения, расположенного на правом берегу Ассы.
Не смотря на то, что в советские годы большевики прогнали ингушей из обжитых ими районов и башен, каждый ингуш знает где находилось его родовое гнездо, даже если оно уже разрушено. И сейчас не редки случаи, когда разные семьи соперничают между собой, считая конкретную башню принадлежащей именно их роду.
В резюме я могу сказать, что Ингушетия не даром носит титул Страны башен. Такого количество архитектурных памятников, пожалуй, нет больше нигде на просторах нашей необъятной Родины.
Автор Ольга Ладик